Елена Вахненко

Николай Рерих. Живые полотна

Творчество этого художника не оставляет безразличным никого – ведь люди, абсолютно равнодушные к проявлению прекрасного, на самом деле встречаются редко. Наполненные светом и жизнью картины Николая Рериха способны затронуть душевные струны любого человека…

Мелодия сияющих красок

Творчество этого художника не оставляет безразличным никого – ведь люди, абсолютно равнодушные к проявлению  прекрасного, на самом деле встречаются редко. Наполненные светом и жизнью картины Николая Рериха способны затронуть душевные струны любого человека, в том числе и далекого от искусства. Необыкновенные полотна впечатляют даже в виде репродукций, в своем же первозданном облике предстают перед зрителем не просто нарисованным пейзажем, а своеобразным окном в цветной, объемный, богатый оттенками мир.

Николай Рерих обладал особым даром передавать настроение пространства. Казалось, художник по-своему воспринимает окружающую действительность, и эта действительность в его глазах намного ярче доступной нам. Подобная мысль приходит в голову, когда рассматриваешь серию картин, посвященных Гималаям. Неужели горы могут быть ТАКИМИ?!

Рерих пояснял, что очень важно поймать единственно верное мгновение. Совершая со своими спутниками (в числе которых была и любимая супруга Елена Ивановна) небезопасное путешествие по Гималаям, художник вставал настолько рано, что в ту секунду, когда первый луч солнца касался далеких пиков скал, уже приступал к творчеству. Именно первые минуты рассвета, считал мастер, по-настоящему достойны запечатления.

У Рериха было много секретов, и один из них – особый рецепт красок. Странствуя по Индии, Тибету и другим странам Востока, художник покупал недорогие драгоценные и полудрагоценные камни, и после добавлял их в измельченной форме в краски. Эффект получался потрясающим - картина словно пропитывалась солнечным светом и энергией.

 

Знаменитые поклонники

Если у вас еще не возникло желания ознакомиться с работами Николая Рериха, то нижеприведенные цитаты наверняка его вызовут. Все эти строки посвящены творчеству русского художника.

Итак…

«…Смотря лишь на одну из этих картин, проникаешься оцепенением молитвы. Не слова и даже не мысли довлеют над зрителем, но им овладевает именно молчание. В особенности это молчание уносит вас с земли куда-то в синюю беспредельность, через полотно, где среди созвездия Ориона и Большой Медведицы несется пречистая и излучающая тихий свет неописуемая Матерь Мира…»

Георгий Гребенщиков.

«Самоцветы гор, синева долин, дымка бесконечных ущелий… Лабиринты снов, сновидений, фантастика фантаста»

Давид Бурлюк.

«Лучи просчитывали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха»

Юрий Гагарин.

 

Талантлив во всем

Магия картин Н.К.Рериха объясняется широким кругозором и всесторонней одаренностью их автора, ведь Николай Рерих был не просто художником, он был также философом, ученым, путешественником, общественным деятелем, поэтом и писателем.

Стихи и прозаические произведения Николая Рериха весьма абстрактны и туманны, и не принадлежат к числу массового чтива. Однако с мировоззрением великого русского художника мы может ознакомиться благодаря его картинам. Полотна мастера словно дышат и разговаривают с нами на своем собственном безмолвном языке, и этот язык доступен пониманию каждого, кто умеет ценить красоту.

 

Тяга к прекрасному

Родился Николай Константинович Рерих в Петербурге в 1874 году.

Из окна комнаты в доме, где он провел свое детство, был прекрасный вид на Неву, и плывущие над рекой кучерявые облака гармонично вписывались в картину, созданную самой Природой. Причудливый узор облаков завораживал будущего художника, в бело-лазурном рисунке небес юный Николай видел целые миры – богатое воображение талантливого мальчика уже тогда давало о себе знать.

Его отец был известным нотариусом, поэтому семья ни в чем не нуждалась, более того – Николай Рерих не только получил хорошее воспитание и образование, но и весь калейдоскоп ярких впечатлений, которые не могли не оставить свой след на восприятии ребенка. Чего стоит хотя бы возможность с ранних лет знакомиться с прославленными личностями, дружившими с его родителями? Среди них встречались и востоковеды – должно быть, именно их красочные рассказы зародили у юного Рериха желание узнать поближе загадочный мир Востока.

Наверное, отец, Константин Рерих, рассчитывал, что сын пойдет по его стопам, ведь в их роду было немало государственных и военных деятелей. Во всяком случае, они с матерью настояли на поступлении Николая на юридический факультет Петербургского университета. Правда, пришлось пойти на компромисс: одновременно юноша поступил и в Академию художеств.

Вскоре одаренный студент стал учеником знаменитого русского художника Архипа Куинджи, набиравшего свой класс. Работы молодого человека впечатлили мастера, и он согласился принять его под свой патронаж.

Через всю жизнь пронес Николай Рерих признательность учителю: Куинджи стремился раскрыть талант каждого ученика и призывал не заниматься слепым копированием пейзажей, людей и предметов, а прибегать к помощи внутреннего чутья. Его уроки принесли свои плоды: яркую индивидуальность и самобытность начинающего художника оценил сам Третьяков, выкупив для своей галереи дипломную работу Рериха под названием «Гонец».

 

Повенчанные на Небесах

Пример Н.К.Рериха доказывает еще одну бесспорную истину: за успешным мужчиной всегда стоит мудрая женщина. В данном случае роль мудрой женщины играла супруга Елена Ивановна Рерих, в девичестве – Шапошникова.

Елена Шапошникова происходила из древнего дворянского рода, среди ее предков был сам полководец Кутузов – она приходилась ему правнучкой. Необыкновенно красивая (даже по нынешним меркам), девушка отвергала ухаживания представителей золотой молодежи, твердо следуя своим принципам: в основе отношений должны лежать чувства, а вовсе не деньги, знатность или внешняя привлекательность. К тому же, Елена наверняка скучала в обществе богатых прожигателей жизни: одаренная пианистка, она увлекалась историей и философией, обожала читать и путешествовать, знакомиться с чем-то новым и доселе неизведанным.

Нужно ли удивляться, что летом 1899 года Николай Рерих, приехавший на раскопки в имение князя Путятина в Бологом (да, интересы художника были воистину обширны!), поддался чарам незнакомки с мягкой улыбкой и задумчивым взглядом выразительных глаз?

Она ответила ему взаимностью, ведь молодой человек выгодно отличался от других претендентов на ее руку и сердце. Испытывающая постоянный интеллектуально-творческий голод девушка не могла не влюбиться в столь талантливого и умного мужчину, с которым у нее, к тому же, было немало общих интересов.

Их чувство выдержало годы и годы, и ни времени, ни проблемам не удалось разрушить этот союз.

Они поженились осенью 1901 года, а спустя много лет Николай Рерих написал в своем дневнике:

«Сорок лет – немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы все препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Каждое из этих понятий было испытано в огне жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и во всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское»

Наверное, каждая женщина, выходя замуж, мечтает, что после долгих лет совместной жизни ее супруг скажет нечто подобное и о ней… Вот только все ли готовы любить своего мужа с такой же самоотверженностью, как Елена Рерих? Постоянно опекать его, чтобы он мог всецело посвятить себя творчеству?

Быть женой прославленного художника не так уж просто, тем более что в жизни Рерихов были не только безмятежные периоды, но и годы лишений. Особенно это характерно для первых нескольких лет после переезда в Америку, когда практически все заботы упали на хрупкие плечи Елены Ивановны, - она даже сама топила печь! Но ни разу не упрекнула мужа.

Помимо прочего Елена Рерих считала своим святым долгом помогать одаренному супругу поддерживать высокий уровень эрудиции. С годами у Николая Константиновича оставалось все меньше времени, и он уже не мог, как когда-то в юности, просиживать над философско-историческими трудами. И любящая жена проводила долгие часы рядом с работающим над очередной картиной мужем, зачитывая ему вслух отдельные фрагменты из заинтересовавших ее книг или просто пересказывая.

Елена Ивановна полностью разделила жизнь супруга, став его верной соратницей. Она отправилась с ним даже в трансгималайскую экспедицию, покорно перенося все тяготы пути: от ненормально высокого пульса 140 ударов в минуту до ночевок в палатке в жестокий мороз.

Елена была не менее способной, чем сам Николай Рерих, хотя и в других областях: замечательная пианистка (в свое время ей прочили славу музыканта), фотограф, реставратор картин, основательница и первый президент Гималайского института научных исследований… К тому же она написала несколько научно-философских книг и занималась переводом с английского языка литературного наследия Е.П.Блаватской.

Елена Рерих переписывалась со многими друзьями, и эта переписка нередко напоминала философский диспут. Изданные отдельными томами, ее письма в наши дни очень популярны среди читателей, увлекающихся мудростью Востока.

 

Клан Рерихов

Семья Рерихов была настолько сплоченной, этих людей связывали столь тесные узы, что «союз четверых» в наши дни воспринимается неким монолитным целым. Почему четверых? Просто сыновья Елены Ивановны и Николая Константиновича, Юрий и Святослав, стали достойными преемниками философской школы своих родителей.

Старший Юрий посвятил себя исследованию Востока, став буддологом и востоковедом, хотя изначально надеялся пойти по стопам отца – он очень хорошо рисовал, сохранились даже некоторые его картины. Однако художником стал младший, Святослав, и до сих пор ведутся жаркие споры на тему – кто же талантливее? Отец или сын?

 

Жизнь как служение

Рерихи верили, что их миссия – способствовать культурному и духовному развитию человечества, и посвятили этой задаче всю свою жизнь.

Они успели побывать во многих странах Европы, некоторое время жили в США, однако средоточием их деятельности оставался Восток, и особенно – Индия. Именно здесь благодаря стараниям Елены Рерих зародилось учение Живой Этики.

Порою Рерихам задавали вопрос: чем же привлекла их Индия? Почему они выбрали эту страну?

Младший представитель «клана Рерихов», Святослав, объяснял:

-Индийский народ, создавая непревзойденные шедевры искусства, философской мысли и мудрости, с самых ранних времен погружал свои мысли в великое пространство Вселенной и думал, и понимал многое из того, что мы начинаем понимать только теперь.

Николай Рерих стремился объединить народы под Знаменем Мира и Культуры, и с этой идей выступил впервые в 1929 году – он предлагал открыть Комитет по защите культурных ценностей.

Сейчас по всей планете расположены культурные центры Рерихов, в том числе и в Москве. Последователи Рерихов развивают идеи их учения, а также устраивают выставки картин Николая Константиновича и его сына Святослава.

Похожие статьи

Моя Гре́та, мой Э́ос
Рассказ

Стоит ли думать о чувствах, когда мир, казалось бы, летит в тартары, и климат меняется не в лучшую сторону? У героев на этот счет разные мнения… Итак, перед вами - история о Любви и Проблемах Выбора… история, которая происходит в неопределенном будущем на иной планете.

Body Positivity: Pros and Cons
Стих

They say that beauty is in the eye of the beholder... and body positivists quite agree with this postulate. But what is the danger of body positivity?

Бодипозитив: За и Против
Статья

Говорят, красота - в глазах смотрящего... и бодипозитивисты вполне согласны с этим постулатом. Но верно ли подобное отношение к внешности? В чем опасность бодипозитива?

Книга Вóрона
Сборник

Вóрон, который читает книгу… звучит странно, не правда ли? Но именно это он и делал. По крайне мере, так казалось со стороны. Впрочем, обо всем по порядку...