Елена Вахненко

Дизайн этикетки. Эффектно и эффективно

Как создать эффектную и эффективную этикетку? Может ли она сама по себе продвигать продукт? Ответ - в этой статье!

Написано для компании GBS

 

На что мы обращаем внимание в первую очередь? Разумеется, на внешнее оформление! Влияние визуальной составляющей невероятно велико и распространяется на все жизненные сферы — в том числе, и на процесс покупки.

Заинтересовать своим продуктом максимальное число потребителей — цель любого производителя. Однако, учитывая количество конкурентов, осуществить практически данную задачу непросто. Необходимо убедить целевую аудиторию, что именно ваше предложение наиболее привлекательно.

Скучный и безликий товар едва ли будет замечен потенциальным покупателем. Человек просто пройдет мимо и наверняка остановит свой выбор на продукции конкурента. Только яркий и сильный бренд позволит избежать подобного исхода и выведет ТМ в лидеры продаж. Вот почему важно выделить свой продукт на полке, подчеркнув его основные преимущества и отличительные особенности. И сделать это можно, в частности, при помощи выразительного дизайна упаковки. Однако если речь идет о спиртном напитке, следует подумать еще и о таком немаловажном элементе, как этикетка.

Многофункциональная этикетка

Профессионалы отмечают чрезвычайную значимость этикетки как средства коммуникации с целевым потребителем. На ее долю приходится наибольшее число рекламных контактов, эффект которых зависит от качества выполненного дизайна.

Однако подходить к этому вопросу нужно очень осторожно. Чересчур дорогая этикетка только «съест» значительную часть инвестиций проекта, хотя сама по себе, без соответствующего продвижения, успеха не обеспечит. С другой стороны, чрезмерная экономия, даже при масштабном привлечении иных рекламно-маркетинговых механизмов, вызовет в душе потребителя лишь разочарование. Необходимо отыскать тончайшую грань - золотую середину, которая позволит получить оптимальный результат за разумную стоимость.

Еще одна функция этикетки – рекламная. Опытные специалисты-дизайнеры даже отмечают на поле этикетки особую рекламную зону, нередко выдвигаемую на первый план. Благодаря этому использованные в оформлении слоганы, корпоративные символы или награды конкурсов продолжают идеи PR-кампании.

Материал для этикетирования

К основным материалам, используемым в Украине для этикетирования напитков, относятся бумага и полиэтилен.

Хотя бумага для нашего рынка привычнее, у полиэтилена, по оценкам экспертов, очень хорошие перспективы. На его основе изготавливают «термоусадочные» этикетки, которые еще называют самоклеющимися и слив-этикетками. Они отличаются рядом несомненных преимуществ: их можно наносить на упаковку любой формы и размера, а прозрачность пленки совместно с методом глубокой или флексографической печати помогает добиться насыщенности красок и воплотить различные дизайнерские фантазии.

Новые тенденции замечены и в печатной технологии: например, сочетание матовых и глянцевых красок, толстого и тонкого слоев, лакирование отдельных элементов рисунка и т.п. Все эти приемы незаменимы при создании этикетки индивидуального дизайна.

Три аккорда: стиль, мода и борьба

Ввиду того, что рынок крепкого алкоголя развивается на фоне других напитков наиболее динамично, сильный толчок к совершенствованию получают и смежные отрасли, которые просто вынуждены следовать возросшим потребностям аудитории. Это относится и к дизайну этикеток.

Как ни странно, слово «мода» вполне применимо к сегменту этикеток. Только создают ее не парижские кутюрье, а каждый из участников рынка напитков, вместо стройных моделей наряжая емкости с 40-градусной. Во всем же остальном легко отыскать немало похожих моментов, а именно: периодическую смену популярности того или иного стиля, цвета, материала.

Так, за минувшие годы по отечественному водочному рынку прокатилось несколько модных волн. Вначале наблюдалось частичное или полное повторение прежнего, советского, дизайна этикетки: знакомые цвета, шрифты, рисуночки а-ля «Пшеничная», «Посольская», «Столичная». Потом настало время поиска собственного лица с привлечением нестандартных стилистических средств – с помощью монументальности или красочности («Союз-Виктан», Nemiroff), исторических или фольклорных мотивов («Княжий келих», «Первак») или минимализма («Мягков»). Были попытки возврата (впрочем, без особого успеха) сюжетов советской идеологии («Казенка»). Зато апелляция к глубокой старине («Златогор», «Графская», «Мерная», «Бондарев») оказалась гораздо жизнеспособней и, соответственно, привлекательней для потребителя.

Следует заметить, что этикетка для водочных изделий носит не только эстетическую функцию, но и служит защитой от фальсификата. С этой целью время от времени в привычных дизайнерских сценариях появляются дополнительные элементы: голограммы и прочие уловки, неудобные для нечистых на руку дельцов и позволяющие определить, подлинный ли продукт перед вами. Тенденция «стоп-фальсификат» отражается и на периодической смене внешнего оформления продукции: бутылки, модернизированные колпачки и, конечно, обновленные этикетки.

Все больше поклонников в среде производителей крепкого алкоголя завоевывает и слив-этикетка. Популярность ей обеспечивает новаторский и современный вид на фоне более консервативной бумаги и удобство в обращении, решающее проблему кривых наклеиваний. К тому же, слив-этикетка дает возможность видеть содержимое бутылки, а ведь именно на исключительной прозрачности своего 40-градусного напитка акцентируют внимание многие компании.

Что касается типографских тонкостей, то здесь на смену полноцветной печати приходит сочетание различных «простых» красок: pantone, золотых, серебряных, фосфоресцирующих, люминесцентных, дающих эффект объема или меняющих оттенок в зависимости от угла обзора…

Остается добавить, что водочная этикетка намного разнообразнее, чем, к примеру, коньячная, стиль которой практически всегда одинаков: благородное бордо или глубокий коричневый, соседствующие с изысканными золотыми шрифтами.

Плоды виноделов одевают во французском стиле

Вино – продукт хрупкий и загадочный, овеянный наибольшим числом легенд. А это напрямую отражается на его внешнем виде.

Рынок винной продукции долгое время развивался довольно вяло, и до финансового благополучия его операторам было далеко. В таких условиях даже признанные авторитеты (например, «Коктебель», «Массандра», «Инкерман») не считали нужным проводить какие бы то ни было дизайнерские эксперименты, довольствуясь своей относительно стабильной популярностью.

Но в последние годы винные полки существенно изменились: они стали не только объемнее, но и красивее, и не последняя заслуга в этом как утонченной формы бутылки, так и элегантной этикетки.

Среди тенденций оформления вин тоже можно отметить несколько модных волн. Наиболее заметная сегодня – неброский стиль сродни французским образцам. В подобном дизайне предстает «Массандра», «Инкерман», «Магарач», Bon vin и многие другие. В золото облачилась обновленная серия «Коктебеля», однако не в банальный блеск, а в благородное старинное сияние, подчеркивающее легендарность происхождения... К слову, схожую перемену, от чрезмерной яркости до изысканной сдержанности, демонстрируют и молдавские виноделы.

Нужно добавить, что мода на «французский шарм», к сожалению, не нашла отражения в используемом для винных этикеток материале. Специальная винная бумага, неотъемлемый атрибут оформления вин Бордо или Бургундии, в Украине пока - редкое исключение.

Первой о своем опыте применения данного этикеточного материала объявила компания НАТ, производитель ТМ Bon vin. Возможно, вслед за пионерами новинки нынешнего сезона тоже облачатся в такую бумагу, ведь она, помимо прочего, идеально подходит для популярного сегмента «элит». Кроме того, подобный ход развития прогнозируют и сами операторы рынка этикетки: украинские полиграфические предприятия уже обладают достаточной технической базой для выполнения специфических «винных» заданий.

Современным тенденциям подвержено оформление не только тихих вин. С игристыми в последнее время тоже происходят перемены. Преимущественное положение занимают традиционные бумажные этикетки и кольеретки с логотипами завода (прототипом для них, безусловно, по-прежнему служит этикетка «Советского шампанского»). При этом многолетний традиционализм дополняется нестандартными элементами современности (например, голографическими картинками). Зато этикетки новых марок заметно отходят от привычного стиля, что подтверждают элитные эксперименты у L’Odessiki.

Безалкогольная прозрачность и слабоалкогольный модерн

Растет качество и этикеток пива. Правда, вариации здесь происходят преимущественно в рамках уже существующих марок, обладающих своим корпоративным стилем. Последние новинки часто обращаются к оранжевому цвету, хотя раньше он не относился к пивным (традиционная пивная гамма – красно-коричнево-зеленая). Во всяком случае, в таких «апельсиновых» оттенках выполнена этикетка оболонского Hike и «Аррива» у «САН Интербрю Украина». В привычном дизайне пивных этикеток периодически появляются новые вкрапления, свидетельствуя о приближении очередного праздника: например, Нового года или Пасхи («Оболонь», «Рогань», «Сармат»).

В целом же, нововведения в данном сегменте рынка напитков отражаются, прежде всего, на более высоком качестве бумаги и технике нанесения. Все чаще встречаются голографические элементы, возникающие или исчезающие при смене температуры, что, учитывая охлаждающую миссию пива, является достаточно эффектным ходом.

Что касается слив-этикетки, то широкую популярность она завоевала только для ПЭТ-емкостей. Пивные бутылки на основе стекла пока редко используют эту технологию.

Несколько раньше прозрачную самоклеющуюся этикетку примерили безалкогольные напитки: «Живчик», а следом и другая продукция «Оболони», минеральная «Миргородская», «Моршинская» и т.д. В результате бумажную этикетку сегодня почти не встретишь ни на сладкой, ни на минеральной воде. Наблюдаемый здесь процесс сродни революции — бумага уступает свою власть более практичной ПВХ-пленке.

Слив-этикетка становится востребованной и слабоалкогольной продукцией (правда, на стеклянной бутылке). Лидер продаж, Shake, задал целый стиль «прозрачности», благодаря чему ведущие бренды используют аналогичные приемы (Shamany, Fly, «Лонгер», Fantazy...). Для слабоградусных напитков иногда даже создают не только прозрачную этикетку, но и своеобразную упаковку из пленки (например, для Creamel).

Доверьтесь специалистам

Если вы убедились, насколько важна роль этикетки, и решили провести рестайлинг собственной, уже существующей, либо просто намерены запустить новую ТМ спиртного напитка, обратитесь в компетентное агентство. Только опытные профессионалы разработают для вас качественный продукт, способный в будущем приносить постоянный доход.

Похожие статьи

Моя Гре́та, мой Э́ос
Рассказ

Стоит ли думать о чувствах, когда мир, казалось бы, летит в тартары, и климат меняется не в лучшую сторону? У героев на этот счет разные мнения… Итак, перед вами - история о Любви и Проблемах Выбора… история, которая происходит в неопределенном будущем на иной планете.

Body Positivity: Pros and Cons
Стих

They say that beauty is in the eye of the beholder... and body positivists quite agree with this postulate. But what is the danger of body positivity?

Бодипозитив: За и Против
Статья

Говорят, красота - в глазах смотрящего... и бодипозитивисты вполне согласны с этим постулатом. Но верно ли подобное отношение к внешности? В чем опасность бодипозитива?

Книга Вóрона
Сборник

Вóрон, который читает книгу… звучит странно, не правда ли? Но именно это он и делал. По крайне мере, так казалось со стороны. Впрочем, обо всем по порядку...